Плёс очаровывает своей неброской красотой: уютные, мощеные булыжником улочки, дома с кружевом наличников и водостоков, маковки церквей на холмах, буйство зелени летом, сияние золота осенью, удивительный простор, где водная гладь встречается с небом. Именно в таких местах сохранилась живая трепетная душа России.
Плёс - очень древний город. Археологические раскопки подтвердили существование города-крепости XII века на мысовой части Соборной горы. Летописи говорят о том, что Плёс был разорен и сожжен во время ордынского нашествия на Русь зимой 1237-38 годов. Также город Плёс упоминается в «Списке городов русских» в 1380 году.
В 1410 году уже многие русские летописи сообщают о строительстве города: «В се лето князь великий Василий повеле рубити град Плесо». Тогда была возведена новая крепость, сыгравшая важную роль в объединении удельных княжеств под эгидой единого Московского княжества. Она стала частью единой таможенно-оборонительной системы волжского рубежа для контроля за главной дорогой Руси – Волгой.
В 1778 году Плёс получил статус уездного города и свой герб. В конце XVIII века в Плёсе появились три полотняных мануфактуры, производившие фламское полотно (грубое льняное полотно) и равендук (парусину) для военного ведомства. Город стал третьим после Костромы и Нерехты центром по производству льняного полотна.
Плёсские купцы Андриян Зубарёв и Андрей Ермолин построили первые каменные дома на западной и восточной оконечностях Набережной, определив принцип симметрии в её будущей застройке.
Наивысшего расцвета Плёс купеческий достигает к 50-м годам XIX века, хотя полотняное производство пришло в упадок. Но торговля лесом, хлебом и хлопчато-бумажными тканями Иваново-Вознесенского и Шуйского промышленных районов набирает большие обороты. Купцы богатеют, продолжают отстраивать «каменный город». К 70-ым годам XIX века окончательно сложился его архитектурный облик, в основных чертах сохранившийся до сегодняшнего дня.
Еще в царствование Екатерины Великой был принят первый генеральный план застройки города, где набережная – его главная улица, а композиционные особенности застройки продиктованы особенностями рельефа и Волгой.
В первой половине XIX века выстроены плёсские каменные храмы. Самый старый храм города расположен на Соборной горе - собор Успения Пресвятой Богородицы (1699 г.). Позднее рядом появился храм Казанской божьей матери (1828 г.). Он был разрушен в 30-е годы XX века.
При въезде в Плёс с южной стороны расположен комплекс из двух храмов: во имя Живоначальной и Животворящей Троицы (1808 г.) и зимний Введенский храм (1828 г.). В 1817 году был построен храм Воскресения Господня (1817 г.) на небольшом холме на центральной площади города.
В 1821 году выстроены Церковь Варвары Великомученицы с высокой колокольней, с восточной стороны города, и Преображенская церковь (1849 г.) тоже с колокольней – с западной. Были в Плёсе еще две церкви. Старинная деревянная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, запечатленная Исааком Левитаном на знаменитой картине «Над вечным покоем», постройки XVI века, сгоревшая в 1903 году. На ее месте в настоящее время стоит другая деревянная церковь Воскресения, перенесенная сюда из села Билюково Ильинского района Ивановской области.
На той же Петропавловской горе в 1845 году была построена каменная Петропавловская церковь, которая была разрушена в советское время.
На рубеже XIX – XX веков в Плёсе строятся дачные дома, купеческие особняки сдаются под дачи. Дачами становятся бывшие дворянские усадьбы близ Плёса.
Купец и промышленник Григорий Горбунов приобрёл дворянскую усадьбу Миловка. В 1898 году он выстроил для города больницу и взял на себя и её содержание.
В 1912 году построил дачу близ Плёса знаменитый певец Фёдор Иванович Шаляпин.
В 1910 году (к 500-летию города) был воздвигнут памятник основателю города Великому князю московскому Василию I Дмитриевичу, появилась первая водопроводная колонка, построен новый мост через речку Шохонка, разделяющую город.
После революции 1917 года город стал здравницей. Для дома отдыха текстильщиков в 1922 году был выделен участок земли и несколько купеческих домов на Дворянской улице.
В 1927 году живописнейшее место в районе Ключей, сосновый бор и усадьбу Фомичевых, занял противотуберкулезный санаторий «Плёс» с территорией около 50 гектаров. Он был выстроен и оборудован по образцу лучших крымских санаториев.
В 1933 году открылся Дом творчества Всероссийского театрального общества всего на 50 человек. Он занимал небольшой особнячок купца Петрова и одноэтажные домики на территории бывшей полотняной мануфактуры купца Василия Частухина. Отдыхающие предпочитали прогулки в лес, катание по Волге, спокойный созерцательный отдых.
В 1967 году в Плёсе появилась турбаза, расположенная в нагорной части по соседству со знаменитой березовой рощей, воспетой Исааком Левитаном.
В 1950-е годы начинается строительство Горьковского гидроузла и электростанции, вызвавшего подъём Волги. Однако Плёсу повезло более других волжских городов - он незначительно пострадал от подтопления. Часть нижних этажей и полуподвалы, где раньше были купеческие лавки, ушли под землю, пришлось насыпать искусственную набережную. В результате дома приобрели более приземлённый вид, а набережная выровнялась.
В 1972 году в городе появился Мемориальный дом-музей И. И. Левитана, бессменной заведующей которым на протяжении 35 лет была заслуженный работник культуры Анна Павловна Вавилова. В мемориальных комнатах воссоздана обстановка тех лет, есть подлинные вещи и картины художника.
В 1997 году открылся единственный в России Музей пейзажа. С 22 октября 1982 года Плёс стал музеем-заповедником. С 1960-х годов город входит в туристический маршрут «Золотое кольцо» России.
Источник: https://gorodples.ru/